Краеведческий исследовательский проект

Исследовательский проект

«Если звезды зажигают, значит – это

кому-нибудь нужно…»

Авторы проекта: Введенская Анна Эдуардовна, Насибова Сабина Джаваншир-кызы, учащиеся 11 класса

Руководитель проекта: Гапенко Светлана Николаевна, учитель истории МОБУ «Красномайская СОШ»

E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Сайт: http://www.vvkrm.shkola.hc.ru/

2016 год


Оглавление

1. Введение.................................................................................................................................3

2. Основная часть……………………………………………………………………………..7

3. Заключение…………………………………………………………………………………17

4. Список литературы.………………………………………………………………………..19

5. Интернет-ресурсы………………………………………………………………................20


Введение

«Если звезды зажигают, значит –

это кому-нибудь нужно…

Значит, кто-то хочет, чтобы они были?»

                               В. Маяковский

Мы родились и живем в поселке Красномайском, таково официальное название нашего поселения. Мы же, его жители, называем просто «Красный Май». Часто ли мы задумываемся, откуда пошло название нашего поселка? Мы живем в многоэтажках, водим младших братьев и сестер в детский сад, посещаем магазины и медицинские учреждения, а знаем ли мы, кого благодарить за создание такой социальной инфраструктуры поселка. Мы часто ходили мимо стелы с шестью звездами, что в центре поселка, назначали встречи «под звездами», а задавались ли мы вопросом «Кому светили эти звезды? Что они олицетворяли?» Ответим честно: нет.

К сожалению, как показали результаты социологического опроса, сегодняшние школьники не знают, что рождение нашего поселка, его жизнь и благосостояние в разные годы, и даже название поселка связаны со стеклозаводом «Красный Май». Не знают, когда и зачем в центре поселка появилась стела с шестью звездами. Не могут установить связь изображений на гербе поселка с историей завода. Причины незнания детьми истории завода объективны: завод не работает около 15 лет, а нам – участникам проекта 8-16 лет, на уроках данная тема не рассматривается, в семьях – не обсуждается, так как наши родители на заводе не работали в силу своего возраста, да и социально-экономическая нестабильность последних лет привела   к ослаблению интереса   к прошлому.

Завод, как и человек, имеет свое имя, возраст, историю возникновения, свою летопись славных дел. К настоящему времени создана немногочисленная, но весьма емкая по содержанию литература. Как правило, это краткие сообщения в краеведческих сборниках и публикации в периодических изданиях, освещающие наиболее яркие вехи в истории стеклозавода «Красный Май», имеется информация   о заводе в Интернете.   В наш современный мир без всякого труда можно найти любую информацию, но только наши бабушки и дедушки – заводчане не в первом поколении, смогут рассказать о заводе, его производственной деятельности, о выполнении пятилетних планов, государственных заказов, о социалистических соревнованиях между бригадами, между цехами, об участии завода в соревновании предприятий отрасли, о победах в них, о людях, обеспечивших эти победы своим самоотверженным трудом, потому что человеческая память фиксирует детали и нюансы, ускользающие от внимания составителей официальных документов.

Долгих 15 лет напоминанием о заводе, о его былой славе, о многотысячном коллективе   красномайских стеклоделов были красные звезды   возле разрушенного здания заводоуправления, а сегодня, к сожалению, и их нет. Нельзя, чтобы звезды – символ завода «Красный Май» ушли в небытие, их нужно «зажечь». И мы, одиннадцатиклассники, решили, чтобы не прервалась одна из нитей памяти, связывающая нас с прошлым завода, воспользоваться возможностью общения с людьми, хранителями истории завода, изучить литературные источники, мемуары бывших работников завода, печатные издания, обратив особое внимание на производственную деятельность в годы девятой - одиннадцатой пятилеток, по результатам которых стекольный завод «Красный Май» был награжден Орденом Трудового Красного Знамени.

Исходя из вышеизложенного, появилась идея исследовательского проекта, реализация которого позволила бы дополнить имеющиеся у нас сведения по истории завода новыми фактами, рассказать ребятам о нашем заводе, о людях труда и их трудовых буднях.

Цель проекта: исследование производственной деятельности стекольного завода «Красный Май» в 70-80-е годы ХХ века.

Гипотеза: если мы   исследуем производственную деятельность стекольного завода «Красный Май» в 70-80-е годы ХХ века, то узнаем какую роль играли красные звезды в жизни трудового коллектива.

Задачи проекта:

  1. Определить степень информированности школьников о связи истории поселка Красномайский со стекольным заводом «Красный Май».

  2. Изучить историю стекольного завода «Красный Май».

  3. Познакомиться с основными заводскими профессиями и производимой продукцией.

  4. Проанализировать плановые показатели и их выполнение в 70-80–е годы ХХ века.

  5. Исследовать хозяйственные связи стеклозавода «Красный Май» с предприятиями нашей страны.

  6. Исследовать вклад своей семьи в развитие стекольного завода.

  7. Выяснить, какую роль играли красные звезды в жизни трудового коллектива.

Методы исследования:

  • опрос-анкетирование школьников;

  • изучение и анализ литературы по данной теме;

  • анализ фотодокументов из семейных архивов работников завода;

  • беседа с рабочими, которые трудились на заводе в изучаемый период;

  • статистические методы для анализа результатов исследования;

Направления деятельности:

  • поисковая - работа с источниками по истории стекольного завода «Красный май»

  • исследовательская - исследование производственной деятельности стекольного завода «Красный Май» в 70-80 годы ХХ века, страниц истории своей семьи

  • творческая - участие детей в активном творческом процессе

  • дизайнерская - формирование эстетического и художественного вкуса в процессе работы над проектом

Практический выход проекта:

  1. Подготовка мультимедийной презентации об истории завода.

  2. Составление сборника профессионализмов стеклозавода «Красный Май».

  3. Проведение мастер- класса «Живопись на стекле».

  4. Организация выставки стекольных изделий «Триумф стекла и цвета торжество».

  5. Аналитический отчет о выполнении пятилетних планов.

  6. Оформление фотоальбома «Заводская продукция и ее потребители».

  7. Оформление фотовыставки «Моя семья в истории завода» (с приложением сочинений учащихся по данной теме).

  8. Разработка сценария и проведение экскурсий для учащихся 1-11 классов, посвященных истории и производственной деятельности завода.

  9. Выпуск школьной газеты «Красномайский школьник».

    Ожидаемые результаты

    В результате реализации проекта ожидается, что:

  • авторы проекта расширят свой кругозор, приобретут позитивный социальный опыт;

  • учащиеся узнают новые факты из истории стекольного завода и истории нашего поселка;

  • у школьников появится интерес к изучению истории своего родного края;

  • сформируется уважительное отношение к человеку труда;

  • увеличится количество учащихся, желающих участвовать в исследовательской деятельности;

  • учащиеся получат знания по основам экскурсоводческой деятельности, навыки общения с аудиторией;

  • у школьников сформируются информационно-коммуникативные компетентности.

Практическая значимость исследовательского проекта

Материалы, полученные в результате проектной деятельности учащихся, можно использовать:

  • учителям для проведения классных часов краеведческой направленности;

  • ученикам-экскурсоводам для проведения экскурсий в школьном музее;

  • организаторам различных мероприятий в поселке Красномайский.

Сроки реализации проекта: октябрь – декабрь 2016 года.

Исследовательский проект «Если звезды зажигают, значит – это кому-нибудь нужно…»

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5