Рекомендации педагога-психолога для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ

Часто педагоги испытывают страх и неуверенность в своих силах, когда в класс впервые приходит "особый" ребенок. Это вполне оправданно, ведь такому ребенку требуется больше внимания и создание специальных условий для обучения и развития. А как же остальные дети? И тут в голову педагогу приходит мысль о том, чтобы отправить ребенка в специализированную образовательную организацию, ведь "там ему будет лучше". Они всячески убеждают в этом родителей, администрацию, обращаются к специалистам, с требованием выдать направления на комиссию и т.д.
В первую очередь педагог должен знать, что родители сами вправе решать, где будет обучаться и воспитываться их ребенок. И если они выбирают нашу школу, значит для них важно не только специальное обучение и развитие ребенка, но и общение с другими детьми и родителями. Они хотят быть наравне со всеми, хотят, чтобы их "особого" малыша принимали и понимали также, как и других детей, чтобы он жил и развивался в обществе. И главная роль в этом, конечно же, принадлежит педагогу.
Педагог должен внутренне принять такого ребенка, ведь от этого зависит то, как малыша будут воспринимать другие ребята, как отнесутся к появлению ребенка с ОВЗ в классе родители нормально развивающихся детей.
В работе с ребенком с ОВЗ педагогу следует учитывать следующие особенности:
1. Как правило родители "особых" детей готовы к сотрудничеству и взаимодействию с педагогом. Очень важно уже в самом начале обсуждать возникающие проблемы и искать совместные пути их решения. Следует узнать у родителей особенности характера, интересы и предпочтения ребенка. Опираясь на данные, полученные от родителей, педагог может более эффективно строить свою работу с ребенком в условиях урока. Важно вести с родителями конструктивный диалог, не оценивать высказывания, а стараться узнать как можно больше важного и полезного о ребенке.
2. Другой важный момент во взаимодействии с ребенком с ОВЗ - это опора на его сильные стороны. Не стоит видеть в малыше лишь отрицательные черты - это приведет к негативным эмоциям, которые не способствуют развитию малыша и никак не изменят ситуацию к лучшему. Правильней будет сосредоточиться на успехах и достижениях ребенка, пусть небольших, но очень важных для него. Для ребенка с ОВЗ очень важно постоянное поощрение за малейшие успехи - это развивает в нем веру в собственные силы и возможности.
3. Следует помнить о том, что детям с ОВЗ необходимы другие методы и способы подачи информации. Зачастую им требуется больше времени для принятия инструкции взрослого и выполнения заданий, чем другим детям.
4. Педагог ни в коем случае не должен сравнивать "особого" ребенка с другими детьми, ведь его развитие идет другим, собственным путем.
Таким образом, ребенок с ОВЗ в школе сталкивается с множеством трудностей, ему обязательно требуется помощь, поддержка и понимание терпеливого взрослого. И если этим взрослым будет педагог, то можно с уверенностью сказать, что малыш и его родители не останутся один на один со своей проблемой, а сделают еще один важный шаг на пути к гармоничному развитию ребенка.